Строительство церкви спаса на ильине в новгороде год

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ИЛЬИНЕ УЛИЦЕ

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Церковь, выстроенная в 1374 г. в Великом Новгороде, на противоположном Детинцу берегу Волхова. Расписана Феофаном Греком в 1378 г.

Постройка храма

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма, которая указывает дату каменной постройки – 1374 год. Практически такая же запись приводится и в Лицевом летописном своде.

Тогда на месте старой деревянной церкви на Ильиной улице появилась каменная, она олицетворяла архитектурный стиль Новгорода, знаменуя наряду с более ранней церковью Федора Стратилата завершение процесса формирования нового направления в местном зодчестве. Помимо привычного посводного перекрытия здесь применялись восьмискатная форма и трёхлопастное завершение. Каменная церковь Спаса на Ильине демонстрирует еще одну отличительную черту новгородской архитектуры XIV в. – обилие декоративных элементов во внутренней отделке.

Роспись Феофана Грека. Судьба фресок

Запись в Третьей Новгородской летописи за 1378 г. сообщает о том, что тогда же церковь Спаса на Ильине была расписана Феофаном Греком, – одним из величайших иконописцев, которого для этой цели пригласили жители Ильиной улицы во главе с боярином Василием Даниловичем.

Он родился в Византии около 1340 г. Сперва творил в Константинополе, затем в Халкидоне, Галате, Кафе и в 1370 г. оказался в Новгороде. Предположительно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Из сохранившихся фрагментов росписи можно выделить фреску со Спасом Вседержителем в куполе. Кроме этого, иконописец расписал барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Стоит отметить росписи апсиды с фрагментарным чином святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на одном из алтарных столбов, «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и стенах. Хорошая сохранность отличает фрески Троицкого придела.

Для манеры Грека характерен экспрессивный и короткий мазок. С его помощью мастер моделирует форму лица, рук и ног, которые имеют красно-коричневую базу. Феофан предпочитает обобщенную форму и не любит вдаваться в детали. Сочетание красно-коричневого и белого в палитре иконописца неслучайно. Использование серого или коричневого в сочетании с белым характерно для южной (византийской, балканской) иконописной традиции в тот период. К тому же, XIII – XIV вв. – время расцвета на Афоне, а вслед за тем и во всем православном мире исихазма, практики умно̒й молитвы. Контрастная красно-коричневая с пронизывающим форму белым палитра была призвана выразить эту традицию внутреннего созерцания.

Феофан Грек ощутимо повлиял на искусство Новгорода, что можно увидеть из росписей церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью.

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески промывали щёлочью, данная технология использовалась во многих русских церквах. В течение XVII-XVIII вв. фрески Спаса на Ильине были частично утрачены, а затем подверглись забелке, что также не было исключением из правил.

Уже в прошлом веке, точнее в 1913, 1918, 1920-1921, 1936 и 1968 гг. проводились реставрационные работы, которые позволили открыть сохранившиеся храмовые фрески. В 1960-е гг. реставраторы из Москвы установили, что часть росписей еще скрыта побелкой.

Источник

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» (Великий Новгород)

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» построена во второй половине XIV века, знаменита тем, что в ней одном сохранились фрески кисти Феофана Грека.

Содержание

История

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма: «В лето 6882 (1374 от Рождества Христова). Поставиша церковь камену святого Спаса на Ильине улице и свяща ю (осветил её) архиепископь новгородчкыи Алексеи съ игумены и с попы и с крилосомъ (певчими) святыя Софея (Софийского собора)».

Храм был построен жителями Ильинской улицы — главной в Славенском конце Новгорода (торговая сторона на противоположном от Детинца берегу Волхова). Ему предшествовала деревянная церковь, построенная епископом Никитой, и известная с XII века благодаря выносному образу Божией Матери «Знамение», через который по преданию Новгород был чудесно спасён в 1169 году от осаждавших город суздальцев. Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 годах. В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Современное состояние

Сегодня храм имеет статус музея, богослужения в нем, согласно последним данным, не совершаются.

Открыт для посещения в сухую погоду с 10:00 до 17:00, кроме пн., вт. и последнего чт. месяца.

Архитектура

Церковь Преображения, являясь характерной постройкой своего времени, отличается величественной монументальностью и изысканным великолепием. Она относится к распространенному в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и одним куполом. Фасады имеют трёхлопастное завершение. В настоящее время кровля восьмискатная, придающая завершениям фасадов щипцовую (треугольную) форму. Храм обладает выраженной высотностью, а форма кровли придаёт ему динамичность.

Наружный декор отличается редким богатством. Фасады, как это обыкновенно делалось, разделены лопатками на три прясла. Сверху прясла окаймлены двойными «ползучими» арками, усложняющими рисунок трёхлопастного завершения. Узкие вертикальные окошки объединяются в группы. Сверху над ними помещаются обрамления — бровки. В некоторых местах окна дополнены нишами. Оконные проёмы и ниши имеют как полукруглое, так и стрельчатое завершение. Апсида оформлена вертикальными тягами с двумя рядами арочек (имеющих как и тяги форму полукруглого валика), обрамляющих окна. В качестве декоративного мотива использованы бегунец и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Помимо этого фасады украшены многочисленными крестами: рельефно выложенными или каменными резными. Выложенные кресты имеют ступенчатое основание — голгофу (голгофские кресты), они асимметрично размещены на плоскостях фасадов. Резные кресты были вкладными, то есть связанными с поминовением усопших. Обилие крестов могло быть связано с поминовением новгородцев погибших в 1372 году при разгроме Торжка тверским князем Михаилом Александровичем.

Интерьер храма имеет ярко выраженную крестообразность. Преображенская церковь, как и другие крестово-купольные храмы Новгорода того времени, имеет особые замкнутые помещения (каморы), расположенные по углам здания на уровне хор. На хоры ведет лестница внутри западной стены здания. Хоры представляют собой деревянный настил между двумя помещениями в западных углах храма — приделами святой Троицы и святых Космы и Дамиана. Третья камора расположена в юго-восточным углу над диаконником, она могла служить сосудохранительницей. Подъём в неё осуществлялся по деревянной лестнице через люк в междуэтажном перекрытии. В алтаре храма сохранилось древнее основание каменного престола и каменное горнее место.

Первоначально с запада к храму примыкал притвор с небольшой звонницей. На фасаде сохранился след от его цилиндрического свода. В XIX веке на его месте возвели обширную теплую паперть с колокольней и двумя приделами, эти пристройки были снесены в 1936 году.

Фрески Феофана Грека

О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин Феофан при великом княжении Димитрия Ивановича и при архиепископе Алексее новгородском и псковском».

Знатный новгородский боярин Василий Данилович, принадлежавший к роду Машковых, пригласил для росписи храма одного из величайших мастеров своего времени. Феофан Грек был к тому времени известным константинопольским живописцем. О нём сохранились следующие сведения, указанные Епифанием Премудрым в письме к игумену Кириллу Тверскому: «Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения святой богородицы, святого Михаила и ещё одна». Письмо было написано около 1415 года уже после смерти Феофана. Роспись же Спасо-Преображенской церкви была первой его работой на Руси, предшествующей росписям в Москве и Нижнем Новгороде.

Роспись храма сохранилась далеко не полностью. Большая её часть погибла, однако то, что сохранилось — единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

Видео

Как добраться

Адрес: Великий Новгород, Ильина ул., д. 26, корп. 2

Источник

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице Новгород

Содержание:

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (именно «на Ильине», а не «на Ильиной») строилась за несколько лет до Куликовской битвы, в эпоху расцвета новгородской культуры, уместившуюся в полтора века. Новгород тогда делился на части, или концы, Ильина улица, где стоит церковь Спаса Преображения, относилась к Славенскому концу, где селились зажиточные люди. Здесь расположено несколько самых значительных памятников новгородского зодчества XIV столетия, и среди них — каменный храм Спаса Преображения, возведенный в 1374 году.

Каменный храм вырос на Ильине улице не на пустом месте, у него имелся знаменитый деревянный предшественник. В источниках Спасская церковь впервые упоминается под 1169 годом уже как «древняя» — и по очень примечательному поводу. Зимой 1169—1170 годов Новгород осадили войска князя Андрея Боголюбского.

Спасская церковь один из древнейших православных храмов Новгорода.

История церкви Спаса Преображения на Ильине улице

О начале истории каменной церкви Спаса Преображения мы знаем совершенно точно, на сей счет сохранилось летописное свидетельство:

«В лето 6882 (1374) поставиша церковь камену святаго Спаса, на Ильине улице, и свяща ю архиепископ Новгородский Алексий с игумены и попы и с клиросом святыа Софиа».

Кто строил храм, неизвестно, но совершенно очевидно, что строители ориентировались на возведенную тринадцатью годами раньше церковь Феодора Стратилата на Ручью. Спасская церковь по своим плану и композиции повторяет Феодоровскую.

О первоначальном внешнем облике церкви Спаса на Ильине, до позднейших переделок, мы можем получить представление по иконам, посвященным чуду от иконы Божией Матери «Знамение» во время осады Новгорода суздальцами в 1170 году.

Судя по всему, строители обошлись без обмазки внешних стен, так что структура кладки из грубого кирпича и камня тогда была хорошо видна.

Уникальные фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине

В 1374 году, по окончании строительства храма Спаса Преображения, его стены изнутри покрыли тонким слоем светлой обмазки, но в таком «скудном» виде церковь простояла недолго. Уже спустя четыре года она была расписана, и эта роспись (точнее, ее сохранившиеся фрагменты) сегодня превратила храм в величайший памятник мировой культуры. Потому что уникальные спасские фрески создал не кто иной, как знаменитый Феофан Грек, один из учителей преподобного Андрея Рублева. Опыт росписи церкви Спаса на Ильине был его первым таким опытом на новой родине. И опытом, надо сказать, блестящим. В этих фресках проявились все особенности творческого метода Феофана: единство замысла, ограниченность, почти монохромность цветовой гаммы, обобщенность форм и образов, выразительный, обычно короткий, мазок, виртуозное владение так называемыми «пробелами».

«Окраинная» история церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

К XVIII веку Новгород, давно переживший свою великую эпоху, превратился в провинциальное захолустье, попав как бы на обочину российской жизни. «Окраинную» судьбу города разделили его древние храмы — в том числе и церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

В благоукрашенном виде церковь Спаса на Ильине простояла, скорее всего, недолго. Спустя семь лет после выполнения росписи храма, в 1385 году, случился страшный пожар. Летописец отмечает по этому поводу:

«Того же лета месяца июня в 14, в Петрово говение, погоре в Новегороде Торговая сторона вся и церкви вси, толко ублюде Бог Святую Богородицю на Михалице молитвами Святыя Богородица; а людии сгоре 70 человек: лют бо бяше велми пожар».

Спасскую церковь на Ильине улице этот пожар не миновал.

В 1391 году в Новгород прибыл митрополит Киприан, занявший московскую кафедру, его со свитою торжественно встретили именно в Спасо-Преображенской церкви, а уже отсюда проводили в Софийский собор. Кажется, эта традиция встречи московских первосвятителей сохранялась довольно долго.

Следующее достоверное известие датируется 1562 годом, когда в Новгороде разразился ужасный мор — «велие смертоносие».

Несмотря на постоянные поновления и перестройки, Спасо-Преображенский храм на Ильине улице к 1880-м годам пришел в совершеннейшую ветхость: осыпалась штукатурка, на прихожан из арок падали кирпичи. В 1885 году его закрыли для богослужений. Речь шла даже о разборке церкви. Однако, к счастью, деньги на ремонт нашлись. Храм, согласно тогдашним отчетам, «благоукрасили» и в сентябре 1889 года заново освятили.

Спасская церковь в Советское время

В советские годы богослужения в Спасской церкви, разумеется, прекратились, она подверглась музеефекации. В 1936 году — в видах возвращения ей первоначального облика — были снесены позднейшие трапезная (теплая церковь) и колокольня.

В годы Великой Отечественной войны храм чудом избежал гибели. Он находился на передовой и подвергался артиллерийскому обстрелу. На фотографии 1944 года, сделанной после освобождения Новгорода от немцев, видно, что кровля церкви разрушена, стены покрыты трещинами, а юго-западный угол здания вообще почти отвалился от основного объема. В таком виде Спасский храм вступил в свою новейшую историю.

О фресках Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

На фото: фрагмент росписи Феофана Грека. Обратите внимание на насечки, нанесенные на изображение во время ремонта 1858 года.

Первые повреждения фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода получили уже во время пожаров 1380-х годов. Позже порча продолжалась — вываливались целые куски штукатурки с изображениями. Утраты «компенсировались» просто — эти участки замазывались, причем довольно грубо, иногда с «захватом» уцелевшей росписи. Видимо, к середине XIX столетия Феофановы фрески представляли собой удручающее зрелище, и в 1858 году с их остатками решили разобраться кардинально. Работа производилась без затей: старая роспись была оштукатурена; местами, для лучшего сцепления слоев, на изображения наносилась насечка; после этого стены расписали заново.

Но настали новые времена, когда искусствоведы заговорили о великой ценности древней русской иконописи и принялись заново открывать и спасать то, что еще можно было спасти. Первый опыт открытия фесок Феофана Грека в Спасской церкви относится к 1910—1912 годам — он оказался не слишком успешным, обнаруженные фрески были испорчены.

В 1918 году П. И. Юкин на протяжении трех тяжелейших лет, когда в России бушевала Гражданская война, кропотливо освобождал из-под «спуда» Феофановы шедевры. Когда «отказ от проклятого прошлого» был превращен большевиками в государственную религию, Юкин отправился в ссылку на север, а в 1933 году было ликвидировано детище И. Грабаря — Центральные государственные реставрационные мастерские, под эгидой которых производилась реставрация.

1935— 1936 годами датируется последний предвоенный этап открытия фресок Феофана. Тогда бригада художников-реставраторов обнаружила изображение Пантократора, ангелов и серафимов в куполе, фигуры в простенках светового барабана и завершила расчистку фресок в Троицком приделе на хорах.

Таким образом, основная часть (из того, что сохранилось) росписи Феофана Грека была вновь явлена миру.

Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Барабан и глава

Световой барабан с восемью окнами-«бойницами», четыре из которых заложены, и водруженной на него главой луковичной формы, не выбивается из общей стилистики оформления Спасского храма — он тоже почти вызывающе декоративен: в несколько рядов обвит декоративными поясками, а также изысканно чередующимися нишами и арочками.

Архитектура церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку кубического типа. Ее строители использовали формы и пропорции, найденные зодчими храма Феодора Стратилата на Ручью, но в оформлении фасадов пошли гораздо дальше.

Спасская церковь — согласно уже утвердившейся к тому времени новгородской традиции — имеет лишь одну полукруглую апсиду с восточной стороны, несколько пониженную относительно высоты основного объема. Входные двери в церковь пробиты с трех сторон — южной, западной и северной. Главным входом в те времена, когда храм был действующим, естественно, служил
западный; ныне вход в музей осуществляется с юга.

Новгородские кресты

Обилие крестов во внешнем убранстве храма, по мнению некоторых исследователей, служит своеобразным поминовением новгородцев, погибших при разгроме Торжка тверичами в 1372 году. В Новгороде с древних времен существовала традиция не только ставить каменные кресты, но и непосредственно закладывать их в стены здания. До революции в стенах Спасской церкви насчитывалось около двадцати крестов самой разнообразной формы. Сейчас их меньше — часть утрачена, часть хранится в Историческом музее в Москве.

Стены сложены из неровного камня-ракушечника и грубого кирпича, изначально они оставались неоштукатуренными, и кладка была хорошо видна; позже церковь оштукатурили и побелили; в таком «закрытом» виде она предстает нашим взорам и теперь. Толщина стен — около двух метров; если учесть, что сторона квадрата основного объема — около 15 метров, то стены представляются необыкновенно мощными. Строгость и «фундаментальность» — отличительная черта новгородской архитектуры.

Фасады разделены лопатками на три части — в соответствии с внутренней структурой здания. Любопытно, что на западном фасаде лопатки «обрываются» высоко над землей, тем самым обозначая высоту древнего притвора, замененного на рубеже XVIII—XIX веков низкой и широкой трапезной. В месте примыкания цилиндрического свода притвора к западной стене остался след с характерной кирпичной кладкой.

Когда-то церковь имела трехлопастное завершение фасадов в сочетании с многолопастной декоративной аркой. Не позже середины XVI столетия кровлю заменили на щипцовую восьмискатную, придав завершению фасадов треугольную форму. Когда в 1936 году ломали трапезную и колокольню, возвращая храму первоначальный вид, кровлю решили не трогать — такой она остается до сих пор.

Характерная композиция

Во внешнем оформлении церкви Спаса Преображения на Ильине улице впервые встречается выразительная композиция, впоследствии повторенная строителями нескольких новгородских храмов — в частности, церкви Иоанна Богослова на Витке (1384) и церкви Петра и Павла в Кожевниках (1406). Она расположена в центральной части южного фасада и включает в себя три узких окна, разделенных двумя нишами, с многолопастной бровкой сверху, как бы объединяющей все детали в одно целое. Рисунок композиции в некотором роде звучит «рифмой» трехлопастного завершения фасадов.

Среди других новгородских храмов второй половины XIV—XV веков Спасская церковь выделяется своим декоративным изобилием. Апсида украшена вертикальными тягами-валиками, соединенными полуциркульными арками. Фасады буквально пестрят окнами, нишками, арками, поясами, крестами. Как отмечено исследователями, в этом «наряде» впервые используется сочетание бегунца и поребрика, которое после этого будет применяться в Новгороде повсеместно.

Эта декоративная пестрота, придающая особую нарядность внешнему облику храма, к счастью, не мешает восприятию церкви как некоего художественного целого, причем необыкновенно гармоничного и выразительного.

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода

Интерьер церкви Спаса Преображения на Ильине улице Новгорода вполне традиционно для конца XIV столетия. Четыре массивных, квадратных в плане, столпа придвинуты довольно близко к стенам. На столпы опираются арки и паруса с поставленным на них световым барабаном. Боковые квадраты перекрыты сводами, в угловых частях своды — полукоробовые. Подкупольные подпружные арки — основные, наряду со стенами, несущие конструкции здания, они выложены из кирпича в технике XIX века, то есть представляют собой продукт уже нового времени; скорее всего, эти арки появились во время капитального ремонта, предпринятого в 1885 — 1887 годах.

В западной стене устроена узкая каменная лестница, ведущая на хоры. Они состоят из двух угловых камер с соединяющим их деревянным переходом. Своды под камерами, подобно подпружным аркам,—тоже позднейшего происхождения; изначально здесь, вероятнее всего, были деревянные накатные потолки. В древности в камерах были приделы — в честь Троицы и во имя святых Космы и Дамиана.

В 1378 году церковь Спаса Преображения расписал сплошной росписью великий Феофан Грек. Большая часть росписи стечением времени пришла в негодность, и в XIX столетии она была закрашена. На протяжении XX века происходило постепенное открытие остатков Феофановых фресок. Фрески вполне соответствуют средневековому канону, однако манера исполнения, расположение фресок и выбор конкретных святых для изображения позволяют утверждать, что роспись выполнялась в духе христианского учения исихазма, близкого воззрениям Феофана Грека.

На переходе от купола к барабану —Силы небесные.

Третий ярус этой росписи занимает площадь светового барабана с четырьмя щелевидными окнами. В простенках в рост изображены праведники и праотцы: Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек, Илия и Иоанн Предтеча. Все надписи, подсказывающие имена святых, кроме Адамовой, хорошо сохранились.

Главное изображение в Троицком приделе —Троица Ветхозаветная в верхней части восточной стены камеры; оно прекрасно сохранилось. Выполняя эту фреску, Феофан выступает как гениальный «композитор»: широко распростертые крылья центрального ангела как бы охватывают всю сцену, превращая ее в одно целое. Фоном служит обобщенно изображенный Мамврийский дуб; ангелам прислуживают Авраам (его фигура утрачена) и Сарра.

Под Троицей — служба святых отцов. Святые отцы, которые плохо идентифицируются и чьи изображения частично попорчены, направляются к престолу, чтобы служить Богу, известному в трех ипостасях Троицы. Тут —явная логическая связь двух изображений, верхнего и нижнего, что характерно для всей стенописи Феофана — она буквально пронизана смысловыми перекличками.

Среди других фресок северо-западной камеры хор отметим большие изображения пяти столпников на южной стене и икону Божией Матери «Знамение» над проходом, ведущим из камеры.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Читайте также:

  • Строительство церкви сан витале в равенне
  • Строительство церкви покрова на нерли при ком
  • Строительство церкви покрова на нерли 1165 год какой это век
  • Строительство церкви покрова на нерли 1165 год какой век римскими цифрами
  • Строительство церкви покрова на нерли 1165 год какой век ответ

  • Samastroi.ru - ваш строительный помощник
    0 0 голоса
    Article Rating
    Подписаться
    Уведомить о
    0 Комментарий
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии