Термин ноосфера ввел леруа

  • Главная
  • Ежегодники
  • Электронный альманах НООСФЕРА XXI ВЕКА

НООСФЕРА XXI ВЕКА

Выпуск 2

ЛЕРУА, ЭДУАРД

ЛЕРУА, ЭДУАРД (Le Roy, Edouard) (1870–1954), французский философ, представитель католического модернизма. Сын гаврского судовладельца, Э.Леруа родился 18 июня 1870 в Париже. В 1892, после завершения среднего образования, поступил в Высший педагогический институт (Ecole Normale) на отделение естественных наук. В 1895 ему была присвоена степень агреже математики, а через три года он защитил докторскую диссертацию. После защиты преподавал математику в различных парижских учебных заведениях. В 1921 Леруа сменил Бергсона на кафедре философии в Коллеж де Франс, где преподавал до 1941. Член Академии моральных и политических наук с 1919, член Французской Академии с 1945.

Последователь Бергсона (о котором написал книгу Новая философия: Анри Бергсон – Une philosophie nouvelle: Henri Bergson, 1912), друг и единомышленник П.Тейяра де Шардена, Леруа создал эволюционную концепцию, в которой попытался согласовать католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Исходя из бергсоновской идеи жизненного порыва, рассматривал эволюцию как творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила, действующая мысль. С появлением человека эволюция природы и жизни приобретает качественно новый характер, поскольку именно человек, наделенный сознанием и разумом, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития всей природы и тем самым совершается переход от биосферы к ноосфере, сфере разума. Леруа впервые употребил в конце 1920-х годов термин «ноосфера»; концепцию ноосферы он разрабатывал совместно с П.Тейяром де Шарденом (впоследствии это понятие стало ключевым также в концепции русского ученого В.И.Вернадского). Эволюционные идеи были изложены Леруа в работах Потребность в идеализме и факт эволюции (L’exigence idéaliste et le fait de l’évolution, 1927); Происхождение человека и эволюция интеллекта (Les origines humaines et l’évolution de l’intelligence, 1931); Введение в исследование проблемы религии (Introduction à l’étude du problème religieux, 1944); Догмат и критика (Dogme et critique, 1906); Опыт о первой философии (Essai d’une philosophie première, 2 vol., 1956–1958). Здесь рассматриваются также проблемы отношения науки и религии (их Леруа считает взаимодополняющими, поскольку наука дает религии обоснование, а религия завершает науку), интеллекта и интуиции. Последнюю проблему Леруа специально исследовал в работе Интуитивное мышление (La pensée intuitive, тт. 1–2, 1929–1930).

В книге Проблема Бога (Le problème de Dieu, 1929) Леруа излагает свой взгляд на поставленную здесь проблему, подвергая критике традиционные томистские доказательства существования Бога. Всякое подобное доказательство, полагает он, исходит из логической необходимости, но такой подход неприемлем, поскольку источником логической необходимости является сам Бог. Постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его нравственного бытия. Выявить и прояснить этот опыт должна философия.

Произведения Леруа неоднократно вносились католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Тенденции к модернизму, выразившиеся в творчестве Э.Леруа (и других философов, к примеру Лабертоньера и Олле-Лапрюна), были осуждены папой Пием X в энциклике Pascendi в 1907.

Умер Леруа в Париже 11 ноября 1954.

Ирина Блауберг

ЛИТЕРАТУРА

Леруа Э. Догмат и критика. М., 1915

Возврат на главную страницу / на страницу номера

Термин «ноосфера» впервые был предложен французскими учеными – философом и математиком – Эдуардом Леруа и Пьером Тейяром де Шарденом в 1927 году, которые трактовали ее как «мыслящую» оболочку, включающую в себя общество с индустрией, языком, религией и хозяйственной деятельностью и разворачивающаяся над биосферой, вне ее.

Немного позже понятие ноосферы сформулировал В.И. Вернадский, он утверждал, что ноосфера находится не над биосферой, а является высшей стадией развития самой биосферы, это сфера взаимодействия природы и общества, где главным фактором развития становится разумная человеческая деятельность.

Другими словами, ноосфера – это окружающая человека среда, в которой природные процессы обмена веществ и энергии контролируются человеческим обществом.

При этом процесс взаимодействия общества и биосферы должен быть управляем во взаимных интересах, чтобы не допустить деградацию биосферы как среды обитания общества.

Условия, необходимые для существования ноосферы

В своих работах Вернадский определил условия, необходимые для становления и существования ноосферы:

  • заселение человеком всей планеты;
  • усиление взаимодействия, в том числе и в сфере политики, между всеми странами Земли;
  • преобладание геологической деятельности человека над другими геологическими процессами, которые протекают в биосфере (изменение в строении и составе земной коры);
  • расширение границ биосферы, выход в космос;
  • открытие новых источников энергии;
  • равенство всех рас и религий;
  • увеличение роли мнения народа в решении вопросов внешней и внутренней политики;
  • свобода научной мысли;
  • разумные преобразования природы с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;
  • исключение войн из жизни общества.

В наше время можно наблюдать соблюдение лишь некоторых условий (выход человека в космос, открытие новых источников энергии), а некоторые, например исключение войн из жизни общества, кажутся на данный момент нереальными.

Помимо этого, также нельзя сказать, что человек и природа находятся в гармонии. Сейчас все, созданное человеком (техномасса) на порядок превышает биомассу (вес диких живых организмов). Общество уже перестраивает природу так, как ему выгодно; но, к сожалению, бездумно.

Наука и техника нацелены главным образом на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой, из-за чего последствия воздействия на природу с каждым годом все более удручающие.

Ноосфера сейчас

Можем ли мы говорить о том, что развитие биосферы уже сейчас находится на этапе ноосферы? Мнение ученых разделилось: одни считают, что человечество уже вступило в период ноосферы, другие – нет, так как на данный момент взаимодействие человека с природой трудно назвать разумным.

Да, прогресс человеческого разума действительно велик: человек вышел за пределы биосферы (космос, глубинные слои литосферы), но при этом мощь негативного воздействия человека на природу растет столь стремительно, что она не успевает адаптироваться к темпам данного прогресса.

Вернадский утверждал, что становление ноосферы – это длительный процесс, но так или иначе биосфера перейдет в ноосферу. Но для этого человек должен совладать над собой, отказаться от потребительского подхода к природе и взять на себя ответственность за дальнейшую эволюцию планеты, иначе у него нет будущего.

Тест по теме «Ноосфера – новый этап развития биосферы»

    НООСФЕРА — понятие, используемое в некоторых эволюционных концепциях для описания разума как особого природного феномена. Термин “ноосфера” был введен французским философом Э. Леруа в 1927, а затем развит П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским.

    Понятие ноосферы включает в себя две основные интуиции — диахронической непрерывности развития материи и синхронического единства материального мира. Первое означает, что разум возникает в результате непрекращающегося развития материального мира и постепенно превращается в ведущий фактор этого развития. Подобно тому, как жизнь, появившаяся в недрах неорганической природы, стала формировать облик мира, создавая все новые геологические пласты, оставляя гигантские отложения поверх пород неорганического происхождения, так и человек все в большей мере перестраивает мир, включая все существующее вокруг него в свою деятельность. Отличительной чертой этой деятельности является наличие рефлексии. Человек не просто меняет природу, но и осознает происходящие изменения как результат своей деятельности. Рефлексия подразумевает существование мыслящей личности, способной сказать о себе “я мыслю” или “я действую”. Тейяр де Шарден считал личность минимальной структурой ноосферы, подобно тому как атом является минимальной структурой материи, а клетка — жизни. Т. о., ноосфера возникает и развивается вследствие осознанной и производимой в собственных интересах трансформации мира человеком.

    Формирование ноосферы не тождественно возникновению человека как вида, оно начинается значительно позже, по мере освоения человеком всей земной поверхности. Тейяр де Шарден считает точкой отсчета “неолитическую революцию”, когда люди расселились практически по всей Земле и начали создавать инструменты, резко расширившие их возможности для освоения окружающей среды. Вернадский указывает на нач. 20 в., как на решающий этап становления ноосферы. Именно в это время на Земле вообще не остается территорий, не затронутых человеческой деятельностью. Кроме того, развитие средств коммуникации делает человечество все более единым. Происходит глобализация экономики, возникает все больше проблем, затрагивающих все человечество, а не его отдельные группы.

    Второй аспект понятия ноосферы — синхроническое единство обитаемого мира — связан с тем, что в 20 в. человечество выступает как единый организм, обладающий коллективным разумом. Мысль являет себя как действующая природная сила; она не только продукт эволюции, она есть сама эволюция, продолженная в иной форме. Это значит, что современное состояние природы определено состоянием разума. Конституирующим фактором нынешнего этапа развития материи является глубокая взаимная зависимость единого человечества и среды его обитания. Такое положение дел оказывается, с одной стороны, весьма тревожным, поскольку возрастает риск глобальных катастроф, с другой стороны — осознанное формирование человечеством себя и природы открывает огромные перспективы.

    Используя понятие ноосферы, Тейяр де Шарден и Вернадский стремились показать глубину воздействия человека на природу. По мере научного прогресса человечество создает ноосферу как особую среду, в которую включены и другие организмы, и значительная часть неорганического мира. Тейяр де Шарден, будучи христианским теологом, описывает ноосферу в рамках эсхатологической перспективы: она есть последний этап творения, непосредственно предшествующий “точке Омега”, моменту единения мира (преобразившегося в ноосферу) с Богом. Ноосфера важна не сама по себе, но как ступень к достижению предусмотренной замыслом творения цели. Вернадский же стремится исключить из своих рассуждений телеологию. Он видит в формировании ноосферы лишь доступное наблюдению событие, не могущее иметь никакой цели, помимо нее самой. Различие подходов Тейяра де Шардена и Вернадского предопределило дальнейшее использование понятия ноосферы. С одной стороны, к нему обращаются некоторые теологи, стремящиеся вслед за Тейяром де Шарденом найти эволюционную интерпретацию догматов Церкви. С другой стороны, это понятие весьма популярно среди ученых, занимающихся проблемами взаимодействия человека со средой, в частности проблемами экологии.

    Лит.: Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988; Иванов Вяч. Вс. Эволюция ноосферы и художественное творчество.— В кн.: Ноосфера и художественное творчество. М., 1991; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; Он же. Божественная Среда. М., 1992.

    Г. Б. Гутнер

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.

Понятие нооферы п.Тейяра и э.Леруа

Создание
и развитие ноосферной концепции
практически все современные исследователи
на Западе, не зная работ В.И.Вернадского,
связывают с именем выдающегося
естествоиспытателя и мыслителя,
христианского миссионера Пьера Тейяра,
не отделяя его взглядов от взглядов
Эдуарда
Леруа.
Высказанные В.И.Вернадским новые
представления о биосфере, её
изменении под воздействием деятельности
человека, приобретающей геологический
(глобальный) характер, оказались созвучны
последователям философа
Анри Бергсона
(«бергсонианцам») Пьеру Тейяру, офицеру
Ордена иезуитов, будущему первооткрывателю
синантропа, уже тогда известному
палеонтологу и антропологу, профессору
кафедры геологии Католического
университета в Париже, и Эдуарду Леруа,
математику, философу-бергсонианцу и
теологу, преподавателю (профессору)
престижного Коллеж де Франс.

В.И.Вернадский
в ряде своих работ и писем отмечает роль
Э.Леруа и П.Тейяра в развитии идеи
ноосферы. Из письма к сыну: «Слово
ноосфера создано учеником Бергсона
Леруа в 1927 году, который принял мое
понятие о биосфере в лекциях в College de
France». В последней своей работе «Несколько
слов о ноосфере» (1944) он пишет более
полно: «В 1922–1923 гг. на лекциях в Сорбонне
в Париже я принял как основу биосферы
биогеохимические явления. Часть этих
лекций была напечатана в моей книге
Очерки геохимии… Приняв установленную
мною биогеохимическую основу биосферы
за исходное, французский математик и
философ бергсонианец Е. Ле-Руа в своих
лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел
в 1927 г. понятие ноосферы… как современной
стадии, геологически переживаемой
биосферой. Он подчеркивал при этом, что
он пришел к такому представлению вместе
со своим другом, крупнейшим геологом и
палеонтологом Тейяром де Шарденом,
работающим теперь в Китае». Действительно,
в книге Леруа «Происхождение человека
и эволюция разума» (1928) указано на
значение лекций В.И.Вернадского в
Сорбонне (1922-1923 гг.) на понимание изменения
биосферы под воздействием деятельности
человека.

В
обобщенном виде представления П.Тейяра
и Э.Леруа о переходе биосферы в новое
состояние – ноосферу – можно
выразить достаточно просто: с появлением
человека эволюция получает новые, не
свойственные «животной биосфере», или
находящиеся еще в зародыше, психические
средства. Развитие происходит только
с помощью духовных средств, посредством
интеллекта, языка, через промышленность
и общество. «Таким образом, – пишет
Леруа, – биосфера переходит в ноосферу».
В исходном определении ноосферы, если
руководствоваться строгим изучением
французских первоисточников, нет ничего
мистического, выходящего за пределы
земной реальности:

«Если
мы хотим, наконец, вписать человека во
всеобщую историю жизни,
– пишут французские авторы, – не
увеча ее и не дезорганизуя
,
то необходимо поискать его выше низшей
природы, в ситуации, где он господствует
над ней, но тем не менее не
отрывается от ее почвы
,
а это равносильно тому, чтобы представить
себе над существовавшей ранее животной
биосферой и как
ее продолжение

некую человеческую сферу, сферу рефлексий
свободного и сознательного изобретения,
сферу мысли как таковой: короче говоря,
сферу духа или ноосферу. А затем у истока
этого великого
нового единства

следует поставить феномен жизненной
трансформации, воздействующей на всю
биосферу в совокупности: гоминизацию.
Итак, человечество принадлежит как бы
к новому
порядку реальности
,
поддерживающему с низшим миром отношения,
эквивалентные тем, которые на более
низком уровне можно распознать между
жизнью и материей» (перевод
проф. Б.А.Старостина;
курсив наш).

Здесь
как будто появляется некоторый
«призрак
идеализма» –
нематериальная
«сфера
духа»,
ноосфера, как
бы «парящая
над биосферой». Но
вот
мы слегка выделили некоторые слова
в тексте –
и «клеймо идеализма» словно испарилось.
«Сфера
духа»
оказалась
вполне приземленной человеческой
сферой: ей противопоказано увечить
жизнь и вносить в нее хаос, отрываться
от своей родной почвы

биосферы, и, даже возвышаясь над ней,
ноосфере надлежит служить ее продолжением,
а ещё

свободно мыслить вместе с человеком,
сознательно изобретать что-то новое,
рефлектировать… И это новое великое
единство, новый порядок вещей принадлежит
новому порядку реальности, а не вымыслу:
основу нового порядка составляет вполне
реальное человечество, управляемое
процессом гоминизации, под
которым понимается
в широком смысле «очеловечивание» жизни
и природы. И действительно, далее в книге
подчеркивается, что именно с гоминизацией,
с выходом на арену Жизни в плиоцене
человека разумного связан процесс
перехода биосферы в ноосферу. Не имея
возможности более подробно останавливаться
на анализе взглядов Леруа и Тейяра,
отсылаем читателя к очень интересному
и обстоятельному
исследованию
проф. Б.А.Старостина
(1987),
к самим первоисточникам – работам
Тейяра и Леруа (1927-1931; 1987), а также к
некоторым нашим исследованиям (Назаров,
2000-2004).

Из
рассмотренного выше мы убедились, что
в основу своего понимания ноосферы
авторы закладывали вполне реальные
процессы,

объективно проявляющиеся в окружающей
жизни, и это не удивительно: не будем
забывать, что научный фундамент ноосферной
концепции составляли установленные
В.И.Вернадским реальность
биосферы и преобразующей е
ё
деятельности человека
,
хотя
само слово и понятие «ноосфера»
Вернадскому не принадлежит. Но ученому
были все основания говорить о том, что
П.Тейяр и Э.Леруа «глубже развили его
биосферу». Действительно, на
страницах книги Леруа авторы подводят
читателя к двум поразительным по глубине
и силе прозрения заключениям.
Чтобы понять их значение, зададимся
вопросом: в
чем высший смысл перехода биосферы в
ноосферу и достижения человечеством
«нового
великого единства»
в преобразующейся биосфере?
Почему и для чего человечеству, выйдя
на арену Жизни, необходимо и суждено
стать «новым порядком реальности»?

Вот
оригинальные ответы-заключения авторов
понятия «ноосфера». Первый
состоит в том, что развивавшаяся стихийно
биосфера
не может без
человека «осознать
себя» – понять закономерности своего
развития. Для этого и нужен «человеческий
разум, который является детищем
ноосферы…поэтому
мы можем с чистой совестью пытаться
понять биосферу через ноосферу» (Леруа,
1931, с. 85). Но
понять биосферу – значит понять или
приблизиться к пониманию самого человека,
который является не только природной
сущностью биосферы, но и духовно с ней
связан множеством неразрывных нитей.
А через человека можно вновь вернуться
к пониманию формирующейся
биосферно-ноосферной
целостности, глубже осознать процесс
перехода к ноосферной организованности,
найти пути ее сознательного (разумного)
построения и научного управления. Это,
конечно, наши добавления к прочитанному
тексту, но они вытекают из сущности
вывода о возможности познания биосферы
через ноосферу.

Второй
вывод – предвидение Леруа и Тейяра
(а в нем влияние П. Тейяра ощущается
наиболее заметно, составляя предмет
его последующей разработки в знаменитом
«Феномене
человека») заключается в том, что «усилием
человеческого ума и сознательной воли
человека ноосфера мало помалу обособляется
от биосферы и становится все более
независимой от нее, что происходит со
стремительным ускорением и с множеством
усиливающихся последствий».
Авторы
словно заглянули из прошлого в будущее –
наше настоящее. И ничего по существу не
меняет тот очевидный факт, что авторы
в своем заключении пытаются проложить
путь к
новому,
«космическому
сознанию»,
к ноосфере грядущих цивилизаций, и этот
путь
в их видении
лежит
в просторы Космоса, к неведомой нам
«точке Омега», бытию Бога, где, в едином
порыве чувства Любви, сознания отдельных
человеческих индивидуумов сливаются
в одно космическое сознание…Увы, в этом
«финалистском», катастрофическом
сценарии развития человеческой
цивилизации, позже описанном Пьером
Тейяром в «Феномене человека», человеческая
личность с её неповторимым духовным
миром, культурой, наукой, искуством
неизбежно пропадает. По существу,
исчезает сам человек, остаётся лишь его
сознание, разум – «детище ноосферы»,
влившееся в интегрированное сознание
«космического ноосферного человечества,
объединенного Любовью».

Конечно,
В.И.Вернадский не мог знать этого
апокалиптического сценария «Феномена
человека»: на все творения П.Тейяра (де
Шардена) Ватиканом был наложен запрет,
снятый относительно недавно, а Э.Леруа
оставил занятия ноосферной проблематикой
после 1931 г. Стремительное
же
ускорение
глобальных процессов ноосферогенеза,
по мысли французских авторов,
«отрывающихся от биосферы»,
доказано В.И.Вернадским значительно
раньше его французских коллег, и
проявляется в ускорении темпов
геохимической деятельности человечества
(но без отрыва от биосферы!).
Его
мы
наблюдаем в нашей реальной жизни, и не
как сторонние наблюдатели, а как активные
ее участники, испытывающие на себе
«множественность усиливающихся
последствий»
– симптомов экологического кризиса,
загрязнения окружающей среды, разрушения
биосферы.

Пути
В.И.Вернадского и его французских
соавторов ноосферной концепции в
дальнейшем разошлись, но это не умаляет
их исторической роли в создании исходного
слова (термина) и понятия ноосферы. Это
понятие оказалось исключительно
благотворным для развития ученым
последующих представлений об эволюции
биосферы и её преобразования в новое,
«очеловеченное», эволюционное состояние
– ноосферу. Хотелось бы также предостеречь
наших читателей от поспешных заключений
«о ненужности» или «научной
несостоятельности» приведенных выше
космотеологических представлений
П.Тейяра. Пьер Тейяр де Шарден по праву
относится к выдающимся мыслителям XX –
го столетия. Влияние его идей и высокого
нравственного облика, отраженного в
написанных им трудах, переведенных на
многие языки мира, испытали и продолжают
испытывать поколения людей в разных
странах. Он был крупный ученый-антрополог
и естествоиспытатель, к нему с уважением
относился и общался с ним в Париже
Вернадский.

Если
не следовать буквально «теологическому
сценарию» ноосферы, то в самой постановке
П.Тейяром проблемы возможного «отрыва
от биосферы» стремительно развивающейся
человеческой цивилизации и устремлении
её в Космос содержится глубокий смысл
и предостережение нынешнему и будущим
поколениям. В безудержной погоне за
прибылью и «благами жизни» человек
может разрушить среду своего обитания
– биосферу, ему может нехватить для
своего развития и выживания природных
и энергетических ресурсов. Заметим, что
именно такой точки зрения придерживался
и пытался её научно обосновать и создатель
научной космонавтики Э.К.Циолковский,
когда говорил о переселении землян на
другие планеты. Вступление человечества
в космическую эру – лишь начало долгого
неизведанного пути формирования
ноосферной цивилизации. Весь вопрос в
том, где – на Земле, «здесь и сейчас»,
или в Космосе, в отдаленном будущем,
выходящем за пределы возможного научного
предвидения – будет создаваться
ноосферная
реальность
.

Соседние файлы в папке ЭКОЛОГИЯ_ПОСОБИЕ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

(греч. nous — разум, sphaira — шар) — сфера взаимодействия природы и общества. Термин Н. впервые употребил французский математик Э. Леруа в 1927, в лекциях, которые он читал в Коллеж де Франс в Париже, и в том же роду изложил их в своей книге «Требование идеалиста и факт эволюции». В 1928 в его работе «Происхождение человечества и эволюция разума» проблема Н. получила дальнейшее развитие. Леруа признавал, что данное понятие возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Термин Н. встречается и в работах французского теолога, философа и палеонтолога Тейяра де Шардена, который, разрабатывая учение о перерастании биосферы в Н., дал один из первых образцов построения интегрального учения о Н.Н.

Содержание

  • Что такое ноосфера
      • Подробней о ноосфере
      • Условия для существования ноосферы.
      • Наука — основной фактор ноосферы
      • Современные представления о ноосфере
      • Заключение
  • Что такое ноосфера? Учение Вернадского о ноосфере
      • Список литературы:
  • Что такое ноосфера
  • Что такое ноосфера? Учение Вернадского о ноосфере
  • НООСФЕРА XXI ВЕКА
  • Выпуск 2
  • Что такое ноосфера

Что такое ноосфера

для Тейяра де Шардена — часть природы, которая представляет собой чисто духовное явление, т.е. «мыслящий пласт», который разворачивается над миром растений и животных — вне биосферы и над ней. У Вернадского, Н. — это качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа связано, по Вернадскому, со следующими параметрами: планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода; соизмеримостью человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами; развитием демократических форм человеческого общежития; интенсивным развитием науки и техники. В современной литературе можно встретить различные определения термина Н., однако все авторы под Н. — сферой разума — понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком. Учение о Н. часто называют био-сферно-ноосферной концепцией Вернадского и трактуют как переход от биосферы к Н., который должен обязательно состояться. Основное содержание концепции Н. в учении Вернадского можно сформулировать в виде следующих посылок: 1) деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела; 2) для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов планеты. Исходя из этих установок, считается, что лучше говорить об эпохе Н., т.е. такой эпохе в истории человечества, когда развитие цивилизации в целом может и должно быть согласовано с развитием планеты и прежде всего биосферы. На этапе перехода к эпохе Н. необходимо вырабатывать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, т.е. известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, т.е. их совместное и согласованное развитие. В современной практике человек столкнулся с целым рядом глобальных проблем, порожденных его неразумной деятельностью, и разрушающей зыбкие коэволюцион-ные отношения человека с природой. Поэтому, сегодня идет речь об объединении проблем становления и эволюции Н. с основополагающими концепциями культуры и этики. А.В. Борковская

Идеи выдающегося русского ученого и мыслителя академика В. И. Вернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов . Однако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Лишь спустя более полувека учение Вернадского о биосфере и ноосфере стало по-настоящему актуальным, позволяя решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, стоящие перед современным человечеством. [1]
Научное и практическое значение Вернадского как основателя учения о биосфере состоит в том, что он впервые глубоко обосновал единство человека и биосферы.
Согласно современным представлениям, биосфера — это своеобразная оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами. Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, к переходу ее в ноосферу ( от греческого «ноос» -разум).
Ноосфера («ноос» — по-гречески означает разум, дух. ) — новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе “Несколько слов о ноосфере», созданной в 1943 году: “Лик планеты — биосферы — химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры ХХ веке все более резко стали меняться ( химически и биологически ) прибрежные моря и части океана. …Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений.” [2]
Современная цивилизация все более отчетливо начинает ощущать (в меньшей мере понимать), что продукты ее развития оказывают угнетающее действие на среду обитания, создавая ощутимые отрицательные обратные связи. Эти вопросы затрагиваются в средствах массовой информации, произведениях литературы и искусства, научных трудах, политических документах.

Подробней о ноосфере

Для установления пространственного местонахождения ноосферы необходимо мысленно проследовать по всей известной пространственной директории сверху донизу и определить положение ноосферы, используя принцип матрешки (меньшее внутри большего).
Таким образом, следуя внутрь по цепочке: Мир (все мыслимое бесконечное пространство, какое только может представить себе человеческое воображение) наша Вселенная (существуют версии, что она не одна) Метагалактика (обозримая часть Вселенной) наша Галактика (Млечный путь) наша звезда (Солнце) и все то, что ее окружает, т.е.
Солнечная система наша планета (Земля) геосфера (поверхность Земли) биосфера (органический мир Земли, включая растительный) зоосфера (животный мир) гуманосфера (человечество и все, что с ним связано) интеллектосфера (суммативная мозговая масса, определяющая потенциальную способность человечества к мышлению) инфосфера (весь объем хранящейся, передающейся и создающейся с помощью человеческого интеллекта информации), в итоге мы, наконец, добираемся до ноосферы (сферы разума, области фиксации осознанных с помощью совокупного интеллекта человечества понятий: известных абсолютных, временно относительно абсолютных истин) и негасферы (сферы невежества или нездорового воображения, хранилища далеких от истин негапонятий, а также просто мифов и разного рода бреда, сочинений ментально больных или недообразованных людей).
Само понятие “ноосферы” было предложено французским ученым Эдуардом Леруа, а развито двумя его современниками и коллегами – Пьером Тейяр де Шарденом и В.И.Вернадским. П.Тейяр де Шарден (1987) рассматривает ноосферу в контексте единой философской доктрины, как этап цикла развития материи (универсума) от начальной точки сингуляции (альфы) до конечной (омеги).
В.И.Вернадский обратился к идее ноосферы в конце своей жизни – основная его работа по этой проблеме была опубликована в 1944 г.
Воззрения Вернадского на ноосферу отличались тем, что он решающее значение придавал научному познанию законов организации биосферы, трансформации ее под влиянием деятельности человека, а так же сознательной деятельности по ускорению становления ноосферы.
Впервые В.И.Вернадский употребил термин в письме Б.Л.Личкову 7 сентября 1936 г. в Карлсбаде. Он писал: “Я принимаю идею Ле Руа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в постплиоценовую эпоху – человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате энергия, активная, биосферы увеличивается”. Вернадский, приняв термин от французов, вложил в него другое содержание. В первый раз публично термин “ноосфера” Вернадский использовал в 1937 г в докладе “О значении радиогеологии для современной геологии”, который он прочитал на 17 сессии Международного Геологического конгресса. Он сказал: “Мы живем в эпоху, когда человечество впервые охватило в бытии планеты всю Землю. Биосфера, как удачно выразился Ле Руа, перешла в новое состояние – в ноосферу”. В 1945 г, после смерти Вернадского в журнале “American Scientist» вышла его статья “Биосфера и ноосфера”, которая получила широкую известность в научных кругах.
В.И. Вернадский понятие «ноосфера» употреблял в разных смыслах:
— как состояние планеты, когда человек становится преобразующей геологической силой;
— как область активного проявления научной мысли;
— как главный фактор качественной перестройки биосферы.
Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.
Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. «…мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». [3] Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [3]
Можно сделать вывод о том, что геологической силой является вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу». [3]
Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете». [3]
Вернадский неоднократно отмечал, что «цивилизация «культурного человечества» — поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере,— не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было». [3]
Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики, публицисты, был увиден Вернадским.
Некрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:
1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.
2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.
4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.
Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.
Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы» [3].

Условия для существования ноосферы.

Закон ноосферы Вернадского — Закон, согласно которому на современном уровне развития человеческой цивилизации биосфера неизбежно превращается в ноосферу, т.е. в сферу, где разум человека играет важнейшую роль в развитии природы. [4]
Согласно его учения ноосфера имеет свои внутренние законы развития, познание которых не безразлично для дальнейших судеб цивилизации.
В трудах Вернадского указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы:
1.Заселение человеком всей планеты;
2.Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами;
3.Усиление связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли;
4.Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;
5.Расширение границ биосферы и выход в Космос;
6.Открытие новых источников энергии;
7.Равенство людей всех рас и религий;
8.Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;
9.Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;
10.Подъем благосостояния трудящихся Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и ослабить влияние болезней;
11.Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;
12.Исключение войн из жизни общества.
Первое условие можно считать выполненным.Ведь на земле нет места где бы не ступала нога человека. Второе условие тоже оказывается выполненным.Например с помощью телевизора можно узнать о событиях в любой точке земного шара. Примером также может служить развитие локальных сетей, сети Internet.
Примером выполнения третьего условия, т.е. усиления связей, в том числе политических, между всеми государствами Земли, может послужить Организация объединенных наций (ООН). Также можно считать выполненным условие о открытии новых источников энергии. По поводу выполнения условия равенства всех рас и религий однозначно утверждать нельзя. Примером может служить ситуация с Ираком. Так же трудно говорить и о выполнении условия о свободе научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли.Не выполненным считается условие о разумном преобразовании первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.Но первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей.
Последнее условие В.И.Вернадский считал особенно важным для создания и существования ноосферы.
Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны.

Наука — основной фактор ноосферы

Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества.
Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука –создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями,создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живых людей…» [5]
Так что наука – социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.
Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества». [3]
Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.

Современные представления о ноосфере

В. И. Вернадский и французские ученые, которые впервые ввели термин «ноосфера» в научный оборот, понимали под ноосферой то, во что преобразуется биосфера Земли в результате воздействия человеческого разума, начиная с первых этапов его проявления, с появления человека в биосфере. [6] Современные представления о ноосфере сводятся к следующим основным постулатам .
1. Ноосфера представляет собой область взаимодействия человека и природы, в пределах которой человеческая деятельность становится основным определяющим фактором развития.
2. Ноосфера есть качественно высшая стадия развития биосферы, связанная с коренным преобразованием как природы, так и самого человека, т.е. ноосфера представляет собой не выделенный над биосферой «мыслящий пласт», а качественно новое состояние самой биосферы, ее очередную трансформацию в ходе эволюции.
3. Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и существовать только тогда, когда,
— во-первых, преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами» природы и,
— во-вторых, решится задача овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств.
4.Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой. Реально ноосфера предстает как техносреда, искусственное образование с ее собственными законами функционирования. Поэтому, если для В.И. Вернадского концепция ноосферы связывалась с идеями рационального развития биосферы, направляемого общим разумом людей, то в настоящее время образуется среда, которая начинает отрицать условия бытия человека как естественного существа. Ноосфера, в своей ипостаси техносреды, порождает экологический кризис, ставя человека на грань выживания.
5. Ноосфера — феномен не столько природы, сколько космоса. Биосфера — живая оболочка Земли; создаваемая разумом искусственная среда (ноосфера) тоже пока в основном на Земле. Ноосфера, включенная в систему бытия человека, предстает как часть космоса. С другой стороны, космос как реальность, а не просто объект созерцания, открывается человеку посредством науки и техники. Считается, что космизм в онтологическом плане — это идеология техногенной среды.
Ноосфера имеет определенные главные составляющие, которые должны гармонически сочетаться друг с другом. «Экология-Социум -Техносфера»
Область пересечения этих сфер характеризует среду обитания каждого человека. Тогда совокупный баланс взаимоотношений всех членов общества в области пересечения этих сфер будет отражать устойчивое состояние сферы разума (ноосферы).

Заключение

Вернадский всегда реально оценивал значение научных открытий, их возможные последствия для человечества и придерживался всю жизнь высоких эстетических принципов ученого-гражданина. Это отношение к научным исследованиям, открытиям проявилось во всем.
Он сумел увидеть то, что давно было у всех перед глазами, объединил, казалось бы, несоединимое. В том и заключается великая простота и неожиданность научных открытий. Ученый стал исследовать геологическую деятельность человека в ее сходстве и различиях с другими природными геологическими силами. Геологическая роль человека недооценивалась учеными. Вернадский выявил некоторые геохимические и общегеологические закономерности деятельности человека на планете. Он совершенно справедливо связывал геологическую мощь человечества с техническим и промышленным прогрессом: «Вся история техники показывает нам, как постепенно человек научился видеть источник силы в природных предметах, казавшихся ему мертвыми, инертными, ненужными» (В.

Что такое ноосфера? Учение Вернадского о ноосфере

И.Вернадский). В 1938 году Вернадский писал: «Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, не бывалого в ней по мощности. …Создание ноосферы из биосферы есть природные явления, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история …»

Список литературы:

1. «Наука и жизнь» (№№ 1, 3, 1984 г.)
2. Несколько слов о ноосфере. Из архива В.И. Вернадского: http://ru.philosophy.kiev.ua/library/vern/no.html
3. Философские мысли натуралиста / В.И.Вернадский. М., 1988
4. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов.-СПб., 1999
5. 1999 Научная мысль как планетное явление / Вернадский В.И. М., 1989
6. Мотылева Л. С. Концепции современного естествознания. Учеб. для вузов/Издательство Союз 2000 г. 318 с.

© ДонНТУ 2008 Уманец С.С.

Автореферат | Вернуться в библиотеку | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальное задание

Что такое ноосфера

Ноосфера — духовный мир человека

Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Ноосфера как наука изучает закономерности возникновения, существования и развития человека, человеческого общества, закономерности взаимоотношения человека с биосферой. Суть ноосферы заключается в том, что человек, человеческое общество есть объективная, закономерная часть мира и необходимо постигать и знать эти закономерности. В окружающем нас мире ноосфера является той частью биосферы, которую занимает человек.

Возникновение и развитие ноосферы

В ноосферном учении Человек предстаёт укоренённым в Природу, а «искусственное» рассматривается как органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени) эволюции «естественного». Обобщая с позиции натуралиста человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

Ноосферу можно охарактеризовать как единство «природы» и «культуры». Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно, поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И. Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека» («Научная мысль как планетное явление»). Таким образом, понятие «ноосфера» предстаёт в двух аспектах:

ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;

ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

История исследований

Понятие «Ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870-1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).

Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Однако научное обоснование ноосферного учения связано в первую очередь с именем Вернадского.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205-270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859-1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L’йvolutioncrйatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l’йlanvital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l’йlan) и длительности (durйe). Термин антропосфера в 1902 году ввел в научный оборот Д. Н. Анучин.

Нооссфера по Вернадскому

НООСФЕРА (греч. nous — разум, sphaira — шар) — сфера взаимодействия природы и общества. Термин Н. впервые употребил французский математик Э. Леруа в 1927, в лекциях, которые он читал в Коллеж де Франс в Париже, и в том же роду изложил их в своей книге «Требование идеалиста и факт эволюции». В 1928 в его работе «Происхождение человечества и эволюция разума» проблема Н. получила дальнейшее развитие. Леруа признавал, что данное понятие возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли. Термин Н. встречается и в работах французского теолога, философа и палеонтолога Тейяра де Шардена, который, разрабатывая учение о перерастании биосферы в Н., дал один из первых образцов построения интегрального учения о Н. Н. для Тейяра де Шардена — часть природы, которая представляет собой чисто духовное явление, т.е. «мыслящий пласт», который разворачивается над миром растений и животных — вне биосферы и над ней. У Вернадского, Н. — это качественно новый этап эволюции биосферы, детерминированный историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Становление этого этапа связано, по Вернадскому, со следующими параметрами: планетарным характером человеческого бытия и единством человеческого рода; соизмеримостью человеческой деятельности по преобразованию природы земной поверхности с геологическими процессами; развитием демократических форм человеческого общежития; интенсивным развитием науки и техники. В современной литературе можно встретить различные определения термина Н., однако все авторы под Н. — сферой разума — понимают ту область биосферы, которая находится под влиянием человеческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе могут быть управляемы и направляемы человеком. Учение о Н. часто называют биосферно-ноосферной концепцией Вернадского и трактуют как переход от биосферы к Н., который должен обязательно состояться. Основное содержание концепции Н. в учении Вернадского можно сформулировать в виде следующих посылок:

деятельность человека постепенно становится основным фактором эволюции биосферы как космического тела;

для дальнейшего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания основных эволюционных процессов планеты.

Исходя из этих установок, считается, что лучше говорить об эпохе Н., т.е. такой эпохе в истории человечества, когда развитие цивилизации в целом может и должно быть согласовано с развитием планеты и прежде всего биосферы. На этапе перехода к эпохе Н. необходимо вырабатывать осознанное поведение людей, согласованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, т.е. известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена коэволюция человека и биосферы, т.е. их совместное и согласованное развитие. В современной практике человек столкнулся с целым рядом глобальных проблем, порожденных его неразумной деятельностью, и разрушающей зыбкие коэволюционные отношения человека с природой. Поэтому, сегодня идет речь об объединении проблем становления и эволюции Н.

Что такое ноосфера? Учение Вернадского о ноосфере

с основополагающими концепциями культуры и этики.


Владимир Иванович Вернадский. «Несколько слов о ноосфере»

Владимир Иванович Вернадский в своей работе «Несколько слов о ноосфере», опубликованной впервые в журнале «Успехи современной биологии» (1944 год, No.18, вып.2, стр.113-120), говорит о Ноосфере как о неразрывной связи человека и биосферы и невозможности их отделения. Вернадский утверждает, что произведённое живыми существами занимает значительную часть биосферы (горные породы), но соотношение живого и костного составляет где-то 99.75 к 0.25%, что, однако не мешает человеку значительно воздействовать на биосферу, а воздействует он исключительно с помощью разума. Работа написана в 44 году, в разгар 2-ой мировой. «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление».

«Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки земли — с ее биосферой». Вернадский а интересах свободного народа «Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

«Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен. Его поставил впервые, сколько язнаю, американский ученый, родившийся во Львове, математик и биофизик Альфред Лотка. Но решить его он не мог».

«Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим» — Вернадский о демократии.

НООСФЕРА XXI ВЕКА

Выпуск 2

ЛЕРУА, ЭДУАРД

ЛЕРУА, ЭДУАРД (Le Roy, Edouard) (1870–1954), французский философ, представитель католического модернизма. Сын гаврского судовладельца, Э.Леруа родился 18 июня 1870 в Париже. В 1892, после завершения среднего образования, поступил в Высший педагогический институт (Ecole Normale) на отделение естественных наук. В 1895 ему была присвоена степень агреже математики, а через три года он защитил докторскую диссертацию. После защиты преподавал математику в различных парижских учебных заведениях. В 1921 Леруа сменил Бергсона на кафедре философии в Коллеж де Франс, где преподавал до 1941. Член Академии моральных и политических наук с 1919, член Французской Академии с 1945.

Последователь Бергсона (о котором написал книгу Новая философия: Анри Бергсон – Une philosophie nouvelle: Henri Bergson, 1912), друг и единомышленник П.Тейяра де Шардена, Леруа создал эволюционную концепцию, в которой попытался согласовать католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Исходя из бергсоновской идеи жизненного порыва, рассматривал эволюцию как творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила, действующая мысль. С появлением человека эволюция природы и жизни приобретает качественно новый характер, поскольку именно человек, наделенный сознанием и разумом, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития всей природы и тем самым совершается переход от биосферы к ноосфере, сфере разума. Леруа впервые употребил в конце 1920-х годов термин «ноосфера»; концепцию ноосферы он разрабатывал совместно с П.Тейяром де Шарденом (впоследствии это понятие стало ключевым также в концепции русского ученого В.И.Вернадского). Эволюционные идеи были изложены Леруа в работах Потребность в идеализме и факт эволюции (L’exigence idéaliste et le fait de l’évolution, 1927); Происхождение человека и эволюция интеллекта (Les origines humaines et l’évolution de l’intelligence, 1931); Введение в исследование проблемы религии (Introduction à l’étude du problème religieux, 1944); Догмат и критика (Dogme et critique, 1906); Опыт о первой философии (Essai d’une philosophie première, 2 vol., 1956–1958). Здесь рассматриваются также проблемы отношения науки и религии (их Леруа считает взаимодополняющими, поскольку наука дает религии обоснование, а религия завершает науку), интеллекта и интуиции. Последнюю проблему Леруа специально исследовал в работе Интуитивное мышление (La pensée intuitive, тт. 1–2, 1929–1930).

В книге Проблема Бога (Le problème de Dieu, 1929) Леруа излагает свой взгляд на поставленную здесь проблему, подвергая критике традиционные томистские доказательства существования Бога. Всякое подобное доказательство, полагает он, исходит из логической необходимости, но такой подход неприемлем, поскольку источником логической необходимости является сам Бог.

Что такое ноосфера

Постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его нравственного бытия. Выявить и прояснить этот опыт должна философия.

Произведения Леруа неоднократно вносились католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Тенденции к модернизму, выразившиеся в творчестве Э.Леруа (и других философов, к примеру Лабертоньера и Олле-Лапрюна), были осуждены папой Пием X в энциклике Pascendi в 1907.

Умер Леруа в Париже 11 ноября 1954.

Ирина Блауберг

ЛИТЕРАТУРА

Леруа Э. Догмат и критика. М., 1915

Возврат на главную страницу / на страницу номера

Вид работы: Тест

Тема: Ответы на тест онлайн по культурологии

Дисциплина: Культурология

Скачивание: Бесплатно

Дата размещения: 07.12.16 в 06:32

Широко распространенный термин «постиндустриальное общество» применяется для обозначения: Выберите один ответ:

a. современного общества

b. общества, которое будет существовать в XXI веке

c. общества периода 1845-1885 гг.

Отличительные черты культуры Возрождения: Выберите один ответ:

a. все перечисленное

b. обращение к культурному наследию античности

c. гуманистическое мировоззрение

d. антиклерикальный характер

Целью культурологического исследования выступает:

Выберите один ответ:

a. понимание своей и иных культур

b. целостность, системность и комплексность подхода к изучению культуры

c. эмпирическое описание культуры

Выберите правильное высказывание: Выберите один ответ:

a. культура может рассматриваться как текст и знаковая система

b. культура выступает как знаковая модель действительности

c. оба высказывания правильны

Отличительные черты культуры эпохи Просвещения в Европе:

Выберите один ответ:

a. критика религии

b. приоритет творческого начала в культуре

c. безграничная вера в разум человека

d. надежда на гармонизацию общества через образование и просвещение людей

e. все перечисленное

Понятие «ноосфера», введенное в научный обиход В.И. Вернадским, это: Выберите один ответ:

a. новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития

b. открытое космическое пространство

c. тропосфера и стратосфера

d. оболочка Земли, идущая за атмосферой

Как называется западноевропейское искусство XII-XIV вв., которое, будучи преимущественно культовым, отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры? Выберите один ответ:

a. романтизм

b. барокко

c. готика

Вербальные языки это: Выберите один ответ:

a. языки, основанные на звуковых и цветовых сигналах

b. языки мимики и жеста

c. языки, в основе которых лежит слово

Кто из мыслителей противопоставлял понятие «культура» и «цивилизация»? Выберите один ответ:

a. Т.Парсонс и Э.Тайлор

b. П.Сорокин и Ю.Лотман

c. Н.Бердяев и О.Шпенглер

Что такое искусство? Выберите один ответ:

a. уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры

b. совокупность материальных ценностей, которыми  обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития

c. неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески

Теоретическими предпосылками культурологического знания выступают? Выберите один ответ:

a. культурная и социальная антропология

b. этнология и история культуры

c. все перечисленное

d. культурфилософия и культурпсихология

Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа? Выберите один ответ:

a. антропопатизм

b. аккультурация

c. антропосоциогенез

d. антропоморфизм

Как соотносятся понятия «политика» и «политическая культура»? Выберите один ответ:

a. понятие «политическая культура» шире понятия «политика»

b. эти понятия тождественны

c. понятие «политика» шире понятия «политическая культура»

Кто ввел в научный оборот термин «Индустриальное общество»? Выберите один ответ:

a. А.Тойнби

b. М.Вебер

c. Р.Арон

—-d. А.Сен-Симон

Какие проблемы являются глобальными? Выберите один или несколько ответов:

a. угроза ядерной войны

b. экологическая и демографическая

c. истощение природных ресурсов

d. утрата людьми здоровья

Для какой культуры характерны следующие признаки: право, мораль, искусство, философия, образование пронизаны религиозным мировоззрением, в общественной жизни доминирует духовенство, культура тяготеет к символической интерпретации всех явлений, предметов и отношений? Выберите один ответ:

a. для античной культуры

b. для европейской средневековой культуры

c. для первобытной культуры

d. ни для одной из перечисленных

Как называется направление общественной мысли, признающее разум основой познания и поведения людей? Выберите один ответ:

a. рационализм

b. гуманизм

c. экзистенциализм

Творчество Леонардо да Винчи принадлежит культуре: Выберите один ответ:

a. Испании

b. Германии

c. Италии

d. Англии

e. Франции

Что является определяющим в развитии общества? Выберите один ответ:

a. экономика

b. политика

c. культура

Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, являющуюся условием красоты индивида; получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершен-ства (Фидий, Поликлет, Софокл)? Выберите один ответ:

a. канон

b. мимесис

c. калокагатия

d. катарсис

В какой стране Веды играют наибольшую религиозную роль: Выберите один ответ:

a. Тибет

b. Индия

c. Япония

d. Корея

e. Китай

Выберите правильное высказывание: Выберите один ответ:

a. Культурология область естественнонаучного знания.

b. Культурология интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей.

c. Культурология система наук о природе и обществе.

В концепции какого мыслителя эпохи Просвещения культура отличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи, «Культурные народы» воспринимались как «испорченные» и «морально развращенные», им противопоставлялась «чистота и простота нравов» первобытных народов? Выберите один ответ:

a. И.Г. Гердер

b. Т. Мор

c. Ж.-Ж. Руссо

d. М.В. Ломоносов

Как называется сочинение немецкого философа и историка О.Шпенглера, в котором он излагает свори взгляды на культуру? Выберите один ответ:

a. «Недовольство культурой»

b. «Три лика культуры»

c. «Идеи к философии истории человечества»

d. «Феномен человека»

e. «Закат Европы»

Назовите основные задачи культурологии: Выберите один ответ:

a. эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация

b. все перечисленные

c. изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре

Кто в связи с наступлением цивилизации и снижением уровня духовности провозгласил лозунг: «Назад к природе!» Выберите один ответ:

a. Мор

b. Руссо

c. Фейербах

d. Вольтер

e. Гегель

Ф.Ницше и П.Сорокин что объединяет эти имена? Выберите один ответ:

a. ученые, взявшие за основу своей типологии культуры мировосприятие, мироощущение

b. ученые, взявшие за основу типологии культуры главные направления культурной деятельности человека

c. ученые, взявшие за основу своей типолгии культуры пространственно-временные характеристики

В Древнем Китае писали на: Выберите один ответ:

a. папирусе

b. пергаменте

c. бумаге

d. глине

В какой стране наиболее ярко проявились идеи Просвещения Выберите один ответ:

a. Германии

b. Италии

c. России

d. Англии

e. Франции

В основе термина «культура» лежит корень языка: Выберите один ответ:

a. латинского

b. немецкого

c. греческого

d. еврейского

e. английского

В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»? Выберите один ответ:

a. образование

b. культура

c. техника

d. общество

В современной России преобладает тип художественной культуры: Выберите один ответ:

a. маргинальная

b. массовая

c. народная

Культура представляет собой: Выберите один ответ:

a. все перечисленное

b. уровень развитости личности

c. результат деятельности человека

d. способы человеческой деятельности

Что означает в переводе на русский язык греческое слово, от которого получила свое название наука этнография? Выберите один ответ:

сообщество

b. народ

c. быт

И.Кант был автором: Выберите один ответ:

a. «Феноменология духа»

b. «Бунтующий человек»

c. «Позитивная философия»

d. «Критика чистого разума»

Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии: Выберите один ответ:

a. Н.Бердяев

b. К.Леонтьев

c. Н.Михайловский

d. Н.Данилевский

Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала? Выберите один ответ:

a. Ф.Ницше

b. Шопенгауэр

c. И.Кант

d. Гегель

Как называется вид проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетической предметной среды? Выберите один ответ:

a. конструктивизм

b. архитектура

c. дизайн

Солон был: Выберите один ответ:

a. изобретателем, инженером

b. художником, литератором

c. музыкантом

d. ученым-естественником

e. политиком, поэтом

Кто является автором работы «Закат Европы»? Выберите один ответ:

a. Э.Б.Тайлор

b. О.Шпенглер

c. А.Тойнби

d. Н.Я.Данилевский

e. П.Тейяр де Шарден

Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного ее содержания? Выберите один ответ:

a. аксиологический

b. гедонистический

c. коммуникативный

d. диалогический

Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука «культурология»? Выберите один ответ:

a. обработка, возделывание

b. все перечисленное

c. украшение, развлечение

d. очеловечивание

Кто из названных писателей не является лауреатом Нобелевской премии? Выберите один ответ:

a. М.Шолохов

b. И.Бунин

c. И.Бродский

d. К.Паустовский

Какие существуют методы анализа культуры? Выберите один ответ:

a. сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический

b. морфологический, структуральный, диалогический

c. все перечисленные ниже

d. структурно-функциональный, семиотический

В структуре религии выделяется: Выберите один ответ:

a. религиозная организация

b. религиозный культ

c. все перечисленное

d. религиозное сознание

В ХХ и начале ХХI века в западных странах наиболее распространена форма художественной культуры: Выберите один ответ:

a. народная

b. массовая

c. популярная

d. тоталитарная

e. элитарная

Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро представители направления живописи: Выберите один ответ:

a. кубизм

b. примитивизм

c. реализм

d. импрессионизм

e. ташизм

Кто из мыслителей ввел термин «Культурология»? Выберите один ответ:

a. Л.Уайт

b. П.Сорокин

c. М.Мид

d. М.Харрис

Кому из мыслителей ХХ века принадлежит следующее высказывание: «Культура возникает в игре, как игра»? Выберите один ответ:

a. Й.Хейзинге

b. А.Тойнби

c. О.Шпенглеру

d. Н.Бердяеву

e. К.Ясперсу

Д.Белл, Дж.Гэлбрейт, З.Бжезинский, Г.Кан, О.Тоффлер что объединяет эти имена? Выберите один ответ:

a. это известные политические деятели стран Западной Европы

b. это ученые сторонники концепции «постиндустриального общества»?

c. это революционеры-марксисты

Культура реально существует только как: Выберите один ответ:

a. материальные вещи, «вторая природа»

b. совокупность норм поведения

c. процесс реализации потенций человека и его результаты

d. идеи, теории, наука и тому подобные результаты духовного творчества

e. религия, церковь и искусство

Первая Русская газета называлась: Выберите один ответ:

a. «Курьер»

b. «Известия»

c. «Ведомости»

d. «Неделя»

e. «Трутень»

О.Шпенглер особо отмечал, как находящийся в стадии возникновения, следующий культурный тип: Выберите один ответ:

a. американский

b. японский

c. русско-сибирский

d. славянский

автралийский

Не подходит Тест? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Заказать новую работу

Размер: 29.47K

Скачано: 16

Внимание! На время летних каникул проводятся технические работы — скачивание работ недоступно. Приносим извинения за доставленные неудобства.

Еще Тесты!

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Ноосфера

Что такое Ноосфера?

В нашем современном обществе, к сожалению, многие люди не знают, что такое Ноосфера, и найдутся те, кто о ней даже и не слышал.
«Ноос» в переводе с греческого означает разум, т. е. Ноосфера — это сфера Разума.

Понятие «Ноосфера» было введено в 1927 году французским математиком и философом Эдуардом Леруа в стенах Парижского колледжа де Франц. Соавтором понятия «Ноосферы» выступил друг Леруа, палеонтолог и философ Тельяр де Шарден.
Крупнейший русский учёный, мыслитель Владимир Иванович Вернадский, прослушав выступление Леруа, согласился с термином «Ноосфера» и высказал мнение, что Леруа глубже развил его учение о биосфере (область проживания биологических форм жизни и сами формы).

Используя термин «Ноосфера», В. И. Вернадский развил учение о переходе биосферы в Ноосферу. К сожалению, в своих статьях Вернадский не упоминает, каким образом происходит переход биосферы в Ноосферу, каков механизм такого перехода. Его учение больше звучит как гипотеза, как научное предвидение. Но, как показывает практика, это предвидение оказалось гениальным.

В нашем современном обществе, к сожалению, многие люди не знают, что такое Ноосфера, и найдутся те, кто о ней даже и не слышал.
«Ноос» в переводе с греческого означает разум, т. е. Ноосфера — это сфера Разума.

Понятие «Ноосфера» было введено в 1927 году французским математиком и философом Эдуардом Леруа в стенах Парижского колледжа де Франц. Соавтором понятия «Ноосферы» выступил друг Леруа, палеонтолог и философ Тельяр де Шарден.
Крупнейший русский учёный, мыслитель Владимир Иванович Вернадский, прослушав выступление Леруа, согласился с термином «Ноосфера» и высказал мнение, что Леруа глубже развил его учение о биосфере (область проживания биологических форм жизни и сами формы).

Используя термин «Ноосфера», В. И. Вернадский развил учение о переходе биосферы в Ноосферу. К сожалению, в своих статьях Вернадский не упоминает, каким образом происходит переход биосферы в Ноосферу, каков механизм такого перехода. Его учение больше звучит как гипотеза, как научное предвидение. Но, как показывает практика, это предвидение оказалось гениальным.

Общий разум

Просвещенному человеку в нашем современном обществе известно, что птицы в стае формируют групповой разум этой стаи, или групповое сознание стаи. Это же явление наблюдается у пчел, муравьев, саранчи. Явно наблюдается действие закона диалектики: «Перехода количества в качество».
Примитивное сознание каждой птицы в стае, а это количество, формирует качество — групповое сознание стаи.
Если взять и рассмотреть группу людей, то благодаря закону перехода количества в качество, у этой группы формируется групповой (коллективный) разум.
В масштабах нашей планеты все человечество своим сознанием, а это более семи миллиардов человек, формирует глобальный разум нашей цивилизации, неощутимый, необозримый, но реально существующий в виде энергоинформационного поля — Ноосферы.

Просвещенному человеку в нашем современном обществе известно, что птицы в стае формируют групповой разум этой стаи, или групповое сознание стаи. Это же явление наблюдается у пчел, муравьев, саранчи. Явно наблюдается действие закона диалектики: «Перехода количества в качество».
Примитивное сознание каждой птицы в стае, а это количество, формирует качество — групповое сознание стаи.
Если взять и рассмотреть группу людей, то благодаря закону перехода количества в качество, у этой группы формируется групповой (коллективный) разум.
В масштабах нашей планеты все человечество своим сознанием, а это более семи миллиардов человек, формирует глобальный разум нашей цивилизации, неощутимый, необозримый, но реально существующий в виде энергоинформационного поля — Ноосферы.

О вселенной

Если предположить, что в нашей галактике имеется разумная жизнь на многих планетах, причем, форма жизни существ энергетическая, т. е. у них отсутствует физическое тело, то такие разумные существа в своей совокупности, создают свою планетарную ноосферу. Количество ноосфер в галактике строят качество — Галактическую Ноосферу. Другими словами — Сферу разума Галактики. Совокупность Разумов галактики строит Вселенскую Ноосферу, которая представляет собой энергоинформационное поле Вселенной.
Деятельность и практика ЦЭНТ доказывает гениальность учения В. И. Вернадского. Действительно, биосфера переходит в Ноосферу.
В результате многолетнего опыта получения информации из Ноосферы о развитии биологических форм жизни на Земле, возникло Ноосферное учение.

Если предположить, что в нашей галактике имеется разумная жизнь на многих планетах, причем, форма жизни существ энергетическая, т. е. у них отсутствует физическое тело, то такие разумные существа в своей совокупности, создают свою планетарную ноосферу. Количество ноосфер в галактике строят качество — Галактическую Ноосферу. Другими словами — Сферу разума Галактики. Совокупность Разумов галактики строит Вселенскую Ноосферу, которая представляет собой энергоинформационное поле Вселенной.
Деятельность и практика ЦЭНТ доказывает гениальность учения В. И. Вернадского. Действительно, биосфера переходит в Ноосферу.
В результате многолетнего опыта получения информации из Ноосферы о развитии биологических форм жизни на Земле, возникло Ноосферное учение.

Ноосферное учение

Ноосферное учение — это система знаний, позволяющая организовать жизнь человека для решения различных вопросов его жизнедеятельности, развития, блага и счастья.
Ноосферное учения включает в себя информационную теорию, согласно которой все наблюдаемые и скрытые процессы во Вселенной происходят благодаря соответствующим программам, по которым строится и движется материя.

На основе информационной теории с 1990 года разрабатывались и проверялись энергоинформационные технологии. Суть технологий заключается в изменении программ, по которым строятся и функционируют органы систем тела человека. Любое, без исключения, заболевание является следствием нарушения определенной программы. Если изменить программу больного органа, то изменится его работа в сторону оздоровления.

Ноосфера, превосходя уровень сознания среднего человека в миллиард раз, способна анализировать и изменять состояние любых программ жизнедеятельности человека. Поэтому, владея методиками обращения к Ноосфере, можно заставить больной орган или систему человеческого организма работать нормально и  восстановиться.

Энергоинформационные технологии возможны только через ноосферные взаимодействия.
За 20 лет применения ноосферных программ не было зафиксировано ни одного случая отрицательного влияния на человека, животное или растение.

Ноосфера, которая строится из биосферы, заинтересована в эволюции биологической формы жизни, и все ее действия носят созидательный характер.

Ноосферное учение — это система знаний, позволяющая организовать жизнь человека для решения различных вопросов его жизнедеятельности, развития, блага и счастья.
Ноосферное учения включает в себя информационную теорию, согласно которой все наблюдаемые и скрытые процессы во Вселенной происходят благодаря соответствующим программам, по которым строится и движется материя.

На основе информационной теории с 1990 года разрабатывались и проверялись энергоинформационные технологии. Суть технологий заключается в изменении программ, по которым строятся и функционируют органы систем тела человека. Любое, без исключения, заболевание является следствием нарушения определенной программы. Если изменить программу больного органа, то изменится его работа в сторону оздоровления.

Ноосфера, превосходя уровень сознания среднего человека в миллиард раз, способна анализировать и изменять состояние любых программ жизнедеятельности человека. Поэтому, владея методиками обращения к Ноосфере, можно заставить больной орган или систему человеческого организма работать нормально и  восстановиться.

Энергоинформационные технологии возможны только через ноосферные взаимодействия.
За 20 лет применения ноосферных программ не было зафиксировано ни одного случая отрицательного влияния на человека, животное или растение.

Ноосфера, которая строится из биосферы, заинтересована в эволюции биологической формы жизни, и все ее действия носят созидательный характер

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Термагент в леруа цена
  • Терка штукатурная леруа
  • Терка шлифовальная леруа мерлен
  • Терка по штукатурке леруа мерлен
  • Терка по гипсокартону леруа мерлен